Содержание статьи:
Сегодня поговорим с вами про вариатор в машине. Что же такое вариатор, на что следует обращать внимание при эксплуатации авто, оборудованного вариатором, и что надо проверить перед покупкой машины с вариатором?
Что такое вариатор
Вариатор — это бесступенчатая коробка передач автомобиля, которая позволяет плавно передавать крутящий момент между колесами и двигателем. Еще ее называют вариаторная коробка передач, бесступенчатый вариатор. Обозначают вариаторные коробки передач буквами — CVT (что в переводе означает — постоянно изменяющаяся трансмиссия).
Названия вариаторов
Многие производители автомобилей дают собственное название вариаторам на своих авто.
Например:
- Autotronic — Mercedes-Benz;
- Ecotronic, Durashift CVT — Ford;
- Lineartronic — Subaru;
- Multidrive — Toyota;
- Multimatic — Honda;
- Multitronic — Audi;
- Xtronic, Hyper — Nissan.
Вариатор в машине
Вариаторы долгое время устанавливали на скутеры, мопеды, водные мотоциклы (гидроцикл, аквабайк), автомобили малого класса. И только совсем недавно вариаторы стали ставить на автомобили большой мощности от 150 л.с. и выше.
Это происходило потому, что раньше качество материалов, из которых изготовляли детали вариатора, не позволяли устанавливать вариатор в паре с мощным двигателем, он быстро выходил из строя.
Но времена меняются, наука не стоит на месте, и с развитием инновационных инженерных решений недостатки устранялись. Сейчас вариатор считается довольно-таки надежной коробкой передач (при правильной эксплуатации).
Вариатор устроен следующим образом
Упрощенно конструкция бесступенчатой коробки передач имеет два, расположенных параллельно, шкива. Передача крутящего момента осуществляется через наборный стальной ремень, который одет на конические диски. Боковины шкивов в процессе работы сдвигаются и раздвигаются, тем самым плавно меняя передаточное число.

- Поможет доказать вашу невиновность!
- GPS-нaвигaтoр и Wi-Fi
- Съeмкa в Full Hd и кaмeрa зaднeго видa в кoмплeкте
- Сeнсoрный IPS-диcплeй
- Кoнтрoль пoлocы движeния Adas
- Гарaнтия 1 гoд + СКИДКА 50 %!
Благодаря бесступенчатой конструкции, в которой нет фиксированных передач, автомобиль, оборудованный вариатором, разгоняется плавно, мощно (как троллейбус), без толчков, которые присущи автоматическим коробкам передач.
При разгоне вариатор стабильно «держит» обороты двигателя в зоне максимально крутящегося момента, поэтому разгон автомобиля происходит быстрее, чем на аналогичном авто с АКПП (при этом еще экономится топливо).
Правда, многим не нравится жужжащий звук, зависающий на одной ноте. Всей системой управляет электроника, водитель только жмет на газ. Управление автомобилем с вариатором напоминает управление авто с АКПП, те же две педали и ручка.
На машинах с вариатором часто устанавливают ручной режим (подрулевые лепестки или на коробке в D + и -). Они позволяют переключать «передачи» вручную на повышенную или пониженную. Это называется эмуляция ручного управления, так как в вариаторе нет передач. При «ручном» управлении вы увидите на панели приборов номер передачи и обороты двигателя изменятся, но электроника все равно все сделает за вас.
Именно за то, что электроника вариатора все делает за водителя, многие, предпочитающие спортивный стиль езды с пробуксовкой, не любят авто с вариатором. Автомобили с вариатором больше подходят людям, которые любят комфортную езду, плавность хода, заботятся об экономии топлива,. Которые много проводят времени в пробках, ездят по трассам, но не буксуют в грязи. Для них авто с вариатором — отличный выбор.
При эксплуатации авто, оборудованного вариатором, необходимо соблюдать следующее
- Следить за уровнем и состоянием жидкости, залитой в вариатор.
- Не допускать резких нагрузок на старте (не гоняться), особенно зимой, пока автомобиль не прогрет (холодное масло в вариаторе).
- Стараться не буксовать на бездорожье. При желании вытащить автомобиль из грязи в раскачку (быстро переключая рычаг из положения D в положение R и обратно), происходит повышенный износ шлицевых соединений (ломаются шестерни). Не буксировать тяжелые авто или тяжелые прицепы.
- Следить за работой датчиков. Выход одного из них из строя приводит к неправильной работе всей трансмиссии, переводу в аварийный режим движения.
- Ремонтировать и диагностировать вариатор только у грамотных специалистов.
Соблюдая эти правила эксплуатации, вы сможете обеспечить вариатору оптимальные условия работы и, таким образом, избежать его ремонта.
При покупке подержанного автомобиля, оборудованного вариатором, необходимо знать, что ремонт бесступенчатой коробки передач довольно дорог, а хороших специалистов по ремонту очень мало.
Официальные дилеры вообще не ремонтируют вариаторы, а просто их меняют, что очень дорого.
Основные неисправности вариатора. На что смотреть при покупке авто с вариатором
Нарушение температурного режима
Проблема возникает из-за перегрева температуры масла в коробке. На панели приборов автомобиля, оснащенного вариатором, есть контрольная лампа неисправного вариатора. Если она загорается, то вариатор переходит в аварийный режим. При покупке авто с вариатором сядьте за руль и включите зажигание. Найдите контрольную лампу вариатора
Она должна погаснуть после того, как вы заведете двигатель. Есть умельцы, которые отсоединяют контрольную лампу от диагностики и подсоединяют ее к другой контрольной лампе (давление двигателя, АБС, подушки безопасности и др.), поэтому внимательно проследите, что контрольная лампа вариатора не погасла одновременно с другой контрольной лампой на щитке приборов (должна быть задержка по времени).
Чаще всего нарушение температурного режима происходит из-за того, что радиатор забит (мусор, грязь, пух, мошки). Проверьте чистоту радиатора, который стоит спереди под бампером (нагнувшись и посмотрев через воздуховоды). Если забит, то нужно как можно быстрее его очистить. Мыть радиатор нужно раз в два года, снимая передний бампер.
Рывки и подергивание машины
Чаще всего это происходит из-за неисправности редукционного клапана масляного насоса. Если вы покупаете авто с вариатором, которое дергается, то приготовьтесь к ремонту.
Замена ремня в вариаторе и шлифовка шкивов обойдется в 70 000 – 100 000 рублей, плюс замена масла. Имейте это в виду при торге.
Гул вариатора
Чаще всего гул издают подшипники конусов. Износ подшипников и их гул может быть из-за разных причин: от плохого масла (перегревали и не меняли), от попадания частиц износа от ремня или от конусов в подшипники, низкое качество подшипников, большие нагрузки (езда по бездорожью, возили тяжелые прицепы).
Если вы покупаете автомобиль, у которого идет характерный гул из вариатора и не можете определить, что шумит сам вариатор или подшипники в нем, то проехайте на таком же автомобиле с вариатором для сравнения (на тест-драйве или при осмотре другого авто).
Если гудят подшипники вариатора, то ремонт (замена) обойдется приблизительно от 30 000 до 50 000 рублей.
Сбои в электронике и поломка некоторых элементов управления вариатором
Так как вариатором управляет электроника, то от ее работоспособности зависит и его работа.
Чаще всего сбои в работе вариатора происходят от датчиков (попала вода, грязь, соль, при разряженном аккумуляторе, прикурили утром на парковке у соседа) и датчик сгорел. Такие неисправности можно определить только на станции, оснащенной диагностическим оборудованием, то есть у специалистов.
При покупке авто с вариатором следите за контрольной лампой вариатора.
Если автомобиль вам нравится, но вы не можете определить работоспособность вариатора, то лучше всего поехать на станцию, где ремонтируют вариаторы и проверить его у специалистов.
Качество и уровень масла в вариаторе
Чаще всего замена масла в вариаторе производят каждые 60 000 км пробега.
Проверьте уровень масла
При покупке авто с вариатором откройте капот и вытащите щуп, показывающий уровень масла в вариаторе. На щупе есть метки уровня для холодного двигателя и для горячего. Посмотрите уровень.
Капните масло на любую поверхность, можно на салфетку или на палец. Посмотрите на качество масла. Не должно быть помутнений, инородных частиц. Понюхайте, не должно пахнуть горелым. Масло для вариатора дорогое и его объем в коробке больше 4-х литров, поэтому если масло грязное смело просите скидку (5 000 – 10 000 рублей) на замену масла и фильтров в вариаторе.
С каждым годом автомобилей, оснащенных вариатором, все больше, и по статистике ломаются они даже реже авто с автоматом (АКПП). Поэтому можно покупать машину с вариатором и ездить на ней с удовольствием, как и на автомобиле с АКПП. Кстати, буксировать авто с вариатором можно только с заведенным двигателем (чтобы было давление в системе). Поэтому, если авто не заводится, то вызывайте эвакуатор.
На сегодня все. Пусть ваш вариатор будет удачным!
Собралась купить автомобиль, объясните пожалуйста, что такое коробка » вариатор» и чем отличается от » автомата»? Всем заранее спасибо! ! !
Существую 2 вида КПП: Механическая и автоматическая. Мехнаническая КПП — водитель сам выбирает ту или иную скорость Автоматическая КПП — передаточное отношение трансмиссии выьерается автоматически. Автоматические КПП бывают: 1) Робот — По сути менаическая КПП с автоматическим переключением передач. 2) гидромеханическая — вместо сцепления гидротрансформатор. Передачи переключается фрикционами и планетарными передачами при помощи давления масла. 3) вариатор — безступенчатая трансмиссия. Вариатор в свою очередь бывает: 1. Ременной — между 2мя шкивами ремень 2. Цепной — между 2мя шкивами шепь 3.
Вариа u тор ( англ. Continuously Variable Transmission) — механическая передача, способная плавно менять передаточное отношение в некотором диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения производится вручную или автоматически. Вариатор применяется в устройствах ( агрегатах), требующих бесступенчато изменять передаточное отношение, таких как автомобили, мотороллеры, снегоходы, квадроциклы, конвейеры, металлорежущие станки, мешалки и др. В стационарных устройствах вместо вариаторов обычно применяется регулируемый электропривод. Диапазон регулирования ( отношение наибольшего передаточного числа к наименьшему) обычно 3— 6, реже 10— 12. Самый простой пример вариатора: Возьмём два карандаша ( цилиндра), лежащих параллельно на некотором расстоянии друг от друга. Стягиваем их резинкой и начинаем крутить один из них. Тут же начинает крутиться и второй — с той же скоростью. Но если карандаши будут разного диаметра, начинается совсем другая история — пока один из них, что побольше, сделает один оборот, второй, скажем, два. Вариатор устроен похоже, только диаметр « карандашей» у него постоянно меняется. У него два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, обращённых острыми концами друг к другу.
Это верно, но вот здесь прочитал и усомнился 8 заблуждений о вариаторах. И один реальный недостаток
Вариатор ( обиходное название – вариаторная коробка передач) является бесступенчатой коробкой передач, т. е. обеспечивает в заданном диапазоне плавное изменение передаточного числа. Основное преимущества вариатора по сравнению с другими коробками заключается в эффективном использовании мощности двигателя за счет оптимального согласования нагрузки на автомобиль с оборотами коленчатого вала, тем самым достигается высокая топливная экономичность. Т. е. вариатор лучше автомата- экономичнее в плане топлива Плюсы вариатора: экономичность, снижение токсичности выхлопных газов и лучшая динамика разгона. А так как передаточное отношение изменяется плавно, а не ступенчато, то такие автомобили отличаются и плавностью хода. Отсутствие рывков при переключениях увеличивает срок службы узлов трансмиссии. Вариаторы имеют небольшой вес, простую конструкцию ( по сравнению с АКПП) и достаточно надежны. Так же, как и « автоматы» они избавляют водителя от « ручного» труда. Главный недостаток вариаторов состоит в том, что они фрикционные ( работают за счет трения, а не зубчатого зацепления), и поэтому могут передавать ограниченный крутящий момент, при превышении которого рабочие поверхности начинают проскальзывать и интенсивно изнашиваться.
Вариатор быстрее сломается и дороже ремонт. Такие коробки передач крайне не надежны. Брать машины с вариатором я не рекомендую. Сломаться может в любой не удобный момент. Механические коробки самые надежные. Недостаток механических коробок — это постоянно рукой переключать передачи. Как альтернатива — обычная Автоматическая коробка передач.
Ты ведь знаешь, что существуют другие точки зрения? Смотреть здесь Вариаторы: доверять — не доверять?
Вариатор плавно регулирует передаточное число, а » автомат»- то же что и ручная КПП. Она переключает ступенями, только у неё управление автоматическое.
Хочешь комментировать? Прочитай статью сначала Чем отличается вариатор от автомата и робота: какие КПП лучше. . .
Что такое вариатор? От души
История вариатора даже более древняя, чем механических коробок передач и, тем более, гидромеханических « автоматов». Ещё в 19 веке вариаторы активно применялись в приводах промышленного оборудования, швейных машин и т. д. В первой четверти 20 века очередь дошла и до « механических повозок».
Хочешь комментировать? Прочитай статью сначала Как устроен вариатор — ДРАЙВ
Вариатор ( бесступенчатая механическая передача) ( рус. вариатор, англ. Variator, variablespeed drive, buncher; нем. Variator) — механическая передача, способная плавно менять передаточное отношение. Изменение передаточного отношения может происходить вручную или автоматически. Вариаторы применяются в устройствах ( агрегатах), требующих бесступенчатой u u изменения передаточного отношения, а именно: в транспортных машинах ( автомобили, скутеры, снегоходы, квадроциклы), станках, конвейерах и др. . В стационарных устройствах вместо вариаторов обычно применяется регулируемый электропривод. Диапазон регулирования ( отношение наибольшего передаточного числа к наименьшему) обычно 3- 6, реже 10- 12.
Мне вот попался текст на эту тему Что такое вариатор? Принцип работы вариатора — Сообщество. . .
Вариатор, отдельный агрегат или встроенный в машину узел для плавного изменения передаточного числа. В. состоит из одной или нескольких бесступенчатых передач и устройств, обеспечивающих их функционирование.
тип коробки передач.