Содержание статьи:
- Пример конкретного расчета
- Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин
- Кто устанавливает нормы ГСМ
- Легковые автомобили… Корректировка норм
- Что влияет на расход топлива. Корректировка норм
- Зачем нужны показатели норм ГСМ
- Общие сведения
- Специальные и специализированные автомобили
- Грузовые бортовые автомобили и тягачи • Пример расчета
- Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно… Общие сведения
- Заключение
- Расход топлива в час. Расчет параметров от нагрузки на двигатель. • Корректировка норм
Пример конкретного расчета
Начнем с формул расчета нормативного расхода ГСМ. Они приведены в разд. 4 Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), и применяются в зависимости от типа автомобиля (легковой автомобиль, автобус, грузовой бортовой или специальный автомобиль и т. п.).
Механизация строительства. Расчет расхода топлива на работу строительных и дорожных машин
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 «Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18.12.2001 № 124
3 ВЗАМЕН «Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин»
ВВЕДЕНИЕ
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10-15 % всех затрат на эксплуатацию машин.
Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.
Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.
Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП ( Колосков В. Н., Гутарев Ю. А ., Корытов Ю. А .) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России ( Молоткова Л. Н., Симонов С. Н .).
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий Свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее — топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее — машин).
Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.
Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 «Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве» в части метода расчета норм топлива машин.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов
Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).
3 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Норма расхода топлива — плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.
Индивидуальная норма расхода топлива — норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.
Базовая (типовая) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание — Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля — индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.
Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива — индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.
Групповая норма расхода топлива — норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Общепроизводственная норма расхода топлива — групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.
Как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно? Подбор самой выгодной страховки:
Кто устанавливает нормы ГСМ
10 Норм 43 нормативы расхода смазочных материалов устанавливают на 100 литров 100 м 3 сжатого природного газа СПГ нормативного расхода топлива Q н , рассчитанного для данного автомобиля. Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов нормативное значение расхода топлива исчисляется по более сложной формуле, которая позволяет учесть дополнительную нагрузку в виде массы прицепа полуприцепа и груза.
Легковые автомобили… Корректировка норм
Групповая норма расхода топлива — норма расхода топлива на парк машин предприятия организации , необходимая для выполнения запланированного объема работ. При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом — изготовителем двигателя.
Что влияет на расход топлива. Корректировка норм
Нормы списания ГСМ 2023 года. Приказ Минтранса РФ Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств около 800 марок с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже. Напомним, что в соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению горюче-смазочные материалы учитываются на субсчете 3 Топливо счета 10 Материалы. |
Зачем нужны показатели норм ГСМ
Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.
Общие сведения
В документе Минтранса выделены:
- три вида норм расхода топлив (базовые, транспортные и эксплуатационные) для автомобилей общего назначения;
- нормы расхода топлива на работу специальных автомобилей.
В п. 3 Методических рекомендаций отмечено, что данные нормы расхода топлива предназначены в том числе для расчетов по налогообложению предприятий.
К спецавтомобилям мы обратимся позднее, а теперь подробно рассмотрим положения, касающиеся автомобилей общего назначения. Итак, базовой является норма в литрах на 100 км пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии. Транспортная норма — это расход топлива в литрах на 100 км (л/100 км) пробега при проведении транспортной работы:
- самосвала исходя из его снаряженной массы и нормируемой загрузки (с коэффициентом 0,5);
- автобуса с учетом его снаряженной массы и номинальной загрузки пассажиров.
Кроме того, установлены транспортные нормы в литрах на 100 тонно-километров (л/100 т-км), которые при проведении транспортной работы грузового автомобиля учитывают дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом или с использованием установленных ранее коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, массу прицепа или полуприцепа — до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей соответственно с дизельными и бензиновыми двигателями. Таким образом, транспортная норма (норма на транспортную работу) включает в себя базовую норму и зависит или от грузоподъемности, или от нормируемой загрузки пассажиров, или от конкретной массы перевозимого груза.
Наконец, эксплуатационные нормы устанавливаются по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации, по формулам, утвержденным Минтрансом в Методических рекомендациях.
Примечание. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Конкретные размеры таких повышений или снижений, применяемых к утвержденным Минтрансом нормам, устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия.
Специальные и специализированные автомобили
Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации. Минтранс в формуле для расчета обозначает количество ездок с грузом символом Z , в то же время в Примере расчета используется другое обозначение — m.
Грузовые бортовые автомобили и тягачи • Пример расчета
Эксплуатация АТС на дорогах общего пользования I, II и III категорий в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря. и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России Молоткова Л.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно… Общие сведения
Нормы расхода ГСМ от минтранса Калькулятор теоретического расхода топлива автомобиля грузовика по идеальному стехиометрическому отношению воздух топливо, объему двигателя и оборотам вращения коленвала распредвала. Индивидуальная норма расхода топлива — норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы продукции или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства. |
- свыше 3 млн чел. — до 25%;
- от 1 до 3 млн чел. — до 20%;
- от 250 тыс. до 1 млн чел. — до 15%;
- от 100 до 250 тыс. чел. — до 10%;
- до 100 тыс. чел. в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%.
Заключение
В зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5 град. Цельсия) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы.