Содержание статьи:
Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика
Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:
- Контроллер ЭСУД . Часто его называют просто контроллером системы управления ДВС;
- ECM . Тот самый модуль управления двигателем;
- ECU . Еще один электронный блок управления, однако этим сокращением принято обозначать основу всех электронных управляющих систем автомобиля.
- Электронная управляющая система состоит из множества блоков и модулей;
- Каждый блок и модуль является специализированным и не может взять на себя задачи другого блока и модуля.

Чтобы более реально продемонстрировать Вам результат промывки клапанов, я заранее промыл форсунки со снятием их с двигателя, а также сделал диагностику двигателя до промывки, во время промывки и после промывки.
Бортовой компьютер ВАЗ 2107 инжектор штат: диагностика, ошибки, расшифровка, где находится диагностический разъем
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Датчик массового расхода воздуха ДМРВ пленочного типа установлен на автомобиле ваз на корпусе воздушного фильтра. Мощные транзисторы, входящие в состав блока управления, управляют работой следующих исполнительных механизмов двигателя и топливной системы.
Таблица кодов ошибок ВАЗ — расшифровка кодов ошибок
- Аналоговые сигналы меняются во времени непрерывно. Примером является сигнал с датчика положения дроссельной заслонки. Непрерывно поступающие сигналы проходят через обработку в формирователи, а затем поступают к аналогово-цифровому преобразователю и к процессорной части ЭБУ;
- Дискретные сигналы меняются скачкообразно и являются прерывистыми. В качестве примера можно взять сигнал включения зажигания. Его изменения происходит резко, а сам сигнал поступает сначала в преобразователь, а затем напрямую в процессорную часть ЭБУ;
- Частотные сигналы наиболее интересны. Они не просто изменяют частоту – эти изменения сами по себе несут информацию о реальных изменениях величин, которые измеряет датчик. Соответственно, и обработка этих сигналов будет сложной. Сначала они ограничиваются по амплитуде, а затем поступают на вход таймера.
Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз F1 — предохранитель цепи главного реле 7,5А ; F2 — предохранитель ЭБУ 7,5А ; F3 — предохранитель цепи электробензонасоса 15A ; R1 — главное реле; R2 — реле топливного насоса; RЗ — реле электровентилятора. К датчику скорости крепится трос привода спидометра.
Описание конструкции системы управления двигателем Классика Контроллер включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы контроллера. Исключением является цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В. Электронное устройство является составной частью бортового оборудования машины, он находится в постоянной информационной связи с такими важными системами. Конструкция ЭБУ разделена на основные части главный блок, контролирующие датчики, исполнительные устройства элементов двигателя.
Описание конструкции системы управления двигателем

Описание конструкции системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107
Главный управляющий элемент системы — электронный блок управления (ЭБУ, или как часто его называют — контроллер), с встроенным микропроцессором.
Электронный блок управления ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107
Электронный блок управления установлен в салоне автомобиля ваз под вещевым ящиком на кронштейне, прикрепленном к перегородке моторного отсека.
На автомобиле ваз установлена система управления двигателем на базе ЭБУ М7.9.7 под нормы токсичности ЕВРО II. На автомобилях ваз с двигателем 21067 установлен блок управления двигателем 21067-1411020-11/12, а на автомобилях ваз с двигателем 2104 установлен блок управления двигателем 2104-1411020-10.
Примечание
На части выпущенных автомобилей ваз установлены контроллеры ЭБУ M1.5.4 и Январь-5.1.3.
Датчик положения коленвала (ДПКВ)
Датчик положения коленвала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик положения коленвала называют датчиком синхронизации. На автомобиле ваз, датчик коленвала установлен в отверстии кронштейна крышки привода распределительного вала.
Датчик положения коленвала (ДПКВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107
Расположение датчика положения коленчатого вала ВАЗ
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ)
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа установлен на автомобиле ваз на корпусе воздушного фильтра.
По сигналу датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор трубопровод двигателя ваз. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107
Если подключение произошло успешно, ЭБУ откликнулся, стало возможным определить его тип и считать первичную информацию, то с большой вероятностью процессор и программное обеспечение работают нормально.
Статьи и полезности » Неисправности ЭБУ. То, что стоит прочитать
Блок вышел на связь
Ошибка Неисправности датчиков P0030 Код Р0030 0030 сообщает о неисправности управляющего контроллера кислорода. Стоимость, которую владелец автомобиля вынужден платить за получение дополнительной мощности, достаточно высока.
Бортовой компьютер ВАЗ 2107
Коды ошибок одинаковы и подходят к следующим маркам ВАЗ 1118 Kalina Калина , 2104, 21041, 2105, 2107, 21074, 2109, 21093, 21099, 2110, 21102, 21103, 2111, 2112, 2113, 2114, 21114, 21124, 2115 с двигателем инжектор 8 и 16 клапанов, 21150, 21154, 2131, 2170 Priora Приора , 2190 Granta Гранта , 2123, 21214, 2131 Niva Нива ;. Описание конструкции системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-2104, ВАЗ 2105, ВАЗ 2107.
Самостоятельная диагностика В перечень наиболее вероятных причин входят следующие факторы: Этот разряд и направляется на электроды свечи, воспламеняющей топливо в том цилиндре, где поршень поднялся в верхнюю мёртвую точку ВМТ и такт сжатия завершён. Датчик положения дроссельной заслонки установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки.
Диагностический прибор подключают к специальному разъему, расположенному под панелью приборов на передней левой боковине кузова рядом с блоком предохранителей системы управления двигателем и закрытому кожухом.
| Ошибка | Неисправности датчиков |
| P0030 | Код Р0030 (0030) сообщает о неисправности управляющего контроллера кислорода. Неполадка была обнаружена блоком управления двигателем в результате драйверной диагностики. Для устранения проблемы требуется проверка электроцепи нагревательного элемента на предмет обрыва. |
| Р0032 | Код P0032 указывает на замыкание электроцепи управления нагревательным элементом лямбда-зонда на бортовую сеть |
| P0036 | Комбинация Р0036 (0036) появляется в результате неисправности электроцепи, питающей нагревательный элемент кислородного контроллера. Имеется в виду датчик, установленный после нейтрализаторного устройства. Ошибка указывает на обрыв электроцепи, поэтому в первую очередь нужно проверить ее целостность. |
| P0102 | Код Р0102 (0102) указывает на неисправность контроллера массового расхода воздуха. Причина неисправности заключается в повреждении проводки расходомера. Ошибка может носить непостоянный характер, поэтому чтобы ее исправить, необходимо попробовать очистить или заменить воздушный фильтр. Причина проблемы может состоять в повреждении проводки на разъеме микропроцессорного модуля.Для проверки расходомера выполняются следующие действия: |
Алгоритм действий
Одна из типовых моделей электронного блока управления для семёрки помогла водителям отечественных авто почувствовать себя за рулём более комфортно. Датчик массового расхода воздуха ДМРВ пленочного типа установлен на автомобиле ваз на корпусе воздушного фильтра.
Зачем промывать инжектор
- Отключить разъем от блока управления двигателем.
- Выполнить визуальную диагностику колодки. Все контакты на выходе устройства очищаются, производится удаление загрязнений, если они имеются.
- Проверить провода, подключенные к микропроцессорному модулю. Поврежденные электроцепи подлежат замене.
- Разобрать корпус устройства, аккуратно раскрутив болты и удалив составляющий части.
- Проверить состояние платы. Если на ней видны следы влаги, выполняется ее просушка в сухом и теплом месте. Для этой цели нельзя использовать бытовой фен, печку или открытый огонь.
Предохранители и реле системы управления двигателем автомобиля ваз F1 — предохранитель цепи главного реле 7,5А ; F2 — предохранитель ЭБУ 7,5А ; F3 — предохранитель цепи электробензонасоса 15A ; R1 — главное реле; R2 — реле топливного насоса; RЗ — реле электровентилятора. Схема контактного зажигания, установленная в первых моделях ВАЗ 2107.
Как работают формирователи входных и выходных сигналов Вам, так же будет полезна информация : Разновидности э лектронных систем управления двигателем ЭСУД (ЭБУ, контролёров), которые устанавливаются на разные модели автомобиля семейства ВАЗ. цепи питания, в том числе и внутренние, на которые работают встроенные стабилизаторы на 5V и 3,3V;. На неисправности, возникшие в блоке управления двигателем, указывают следующие сбои в работе автомобиля.
Чтобы более реально продемонстрировать Вам результат промывки клапанов, я заранее промыл форсунки со снятием их с двигателя, а также сделал диагностику двигателя до промывки, во время промывки и после промывки.
Шаг 4
По сигналу датчика массового расхода воздуха ДМРВ , ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего во впускной коллектор трубопровод двигателя ваз. После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель.
Неисправности устройства
- Определять текущую скорость движения автомобиля.
- Выявлять среднюю скорость езды на протяжении выбранного отрезка пути и за всю поездку.
- Устанавливать расход горючего.
- Контролировать время работы мотора.
- Считать пройденный километраж.
- Выполнять расчёт времени прибытия в пункт назначения.
- При сбое в системах авто незамедлительно сигнализировать о проблеме водителю.
Диагностический прибор подключают к специальному разъему, расположенному под панелью приборов на передней левой боковине кузова рядом с блоком предохранителей системы управления двигателем и закрытому кожухом. Для этой цели нельзя использовать бытовой фен, печку или открытый огонь.
Необходимые инструменты и оборудование Программные ошибки тесно связаны с «железом», поскольку все данные хранятся на физических носителях. Но если процессор работает и способен это замечать, то в память заносятся коды соответствующих ошибок. Например: клапаны гидравлического и пневматического управления системами двигателя, вентиляция бака и картера, EGR, фазы и заслонки газораспределения и многое другое;. При низкой температуре 40 С сопротивление датчика высокое 100 кОм , при высокой температуре 100 С низкое 177 Ом.
Диагностический прибор подключают к специальному разъему, расположенному под панелью приборов на передней левой боковине кузова рядом с блоком предохранителей системы управления двигателем и закрытому кожухом.
Алгоритм действий для восстановления работы ЭБУ
Нарушение контакта с датчиками происходит вследствие отсутствия электричества, что свидетельствует о возникновении внутренней неисправности, нуждающейся в обязательном ремонте. При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему автомобиля ваз на резервный режим работы.
Принцип работы блока управления двигателем
- P6000 – проблемы со связью по шинам данных, программные сбои с этим связанные, нарушена коммуникация между контроллерами;
- P6001 – подсчёт контрольной суммы информации во флеш-памяти даёт неверный результат, данные нарушены;
- P6002 – программные сбои в работе процессора по различным причинам;
- P6003 – ошибка памяти программ процессора;
- P6004 – ошибка оперативного запоминающего устройства;
- P6005 – ошибка контрольной суммы ПЗУ;
- P6006 – ошибки процессора, обычно возникают при инициализации или проблемах с питанием;
- P0610 – ошибка опций, возникает при неадекватной замене блоков или отказе других контроллеров на шине.
Коды ошибок одинаковы и подходят к следующим маркам ВАЗ 1118 Kalina Калина , 2104, 21041, 2105, 2107, 21074, 2109, 21093, 21099, 2110, 21102, 21103, 2111, 2112, 2113, 2114, 21114, 21124, 2115 с двигателем инжектор 8 и 16 клапанов, 21150, 21154, 2131, 2170 Priora Приора , 2190 Granta Гранта , 2123, 21214, 2131 Niva Нива ;. Для работы подготовьте такой комплект инструментов.
Таблица ошибок ВАЗ Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях: Назначение его аналоговых и цифровых интерфейсов заключается в считывании сигналов от многочисленных датчиков с последующей выдачей электрических команд на исполнительные механизмы. Часто возникают ситуации, когда автовладельцы сталкиваются с необходимостью произвести ремонт блока управления двигателем.









