Содержание статьи:
- Как считать
- Нормы расхода ГСМ от минтранса
- Нормы расхода топлив для автомобилей общего назначения
- Можно ли разработать индивидуальные нормативы • Корректировка норм
- Устанавливаем нормы : Общие сведения
- Легковые автомобили
- Корректировка норм
- Правила оформления акта © Корректировка норм
- Ура, экономия?! Что утверждает минтранс
- Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
- Понятие норматива ГСМ
- Пример составления акта на списание ГСМ. Легковые автомобили
- Нормативный документ, определяющий какова должна быть норма расхода топлива на газ… Общие сведения
Как считать
По мнению автора, расследовать нужно не только факты перерасхода ГСМ, но и случаи значительной экономии. Дело в том, что причиной экономии может быть:
Нормы расхода ГСМ от минтранса
Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р введены в действие Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" (далее – Методические рекомендации). Как следует из п. 1 этого документа, установленные нормы предназначены для автотранспортных предприятий. Вместе с тем предприятия других отраслей экономики (не автотранспортные) также могут применять эти нормы.
Как правило, без использования автотранспорта не может обойтись ни одна организация, и предприятия строительной отрасли – не исключение. Будь то мощные грузовые автомобили и спецмашины, последние модели иномарок премиум – класса руководителей или авто попроще, приобретенные для менеджеров и специалистов среднего звена. Всем автомобилям (принадлежащим организации на праве собственности, арендованным или полученным по договору лизинга) требуется горючее, следовательно, проблема нормирования ГСМ не может не интересовать бухгалтера.
Нормы расхода топлив для автомобилей общего назначения
В случае необходимости непосредственно после цифры обозначения номера оси может быть указано в скобках количество скатов 1 означает, что колеса оси односкатные, 2 двухскатные. В зимнее или холодное при среднесуточной температуре ниже 5 С время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов если нет независимых отопителей , а также на стоянках в ожидании пассажиров в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей , устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки простоя с работающим двигателем до 10 от базовой нормы.
Можно ли разработать индивидуальные нормативы • Корректировка норм
Описание колесной формулы автомобиля Колесная формула Развернутая колесная формула Двухосный автомобиль с приводом на заднюю ось 4 х 2 1-У, 2-ПП Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось 4 х 2 1-ППУ, 2 Двухосный автомобиль с приводом на переднюю ось и управляемыми колесами второй оси например, автопогрузчик и пр. где Q н – нормативный расход топлива, л или м 3 ; H SАП H S H д G пр – норма расхода топлива на пробег автопоезда, л 100 км ; H S – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля тягача , л 100км или м 3 100 км ; H д – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л 100 ткм или м 3 100 ткм ; H W – норма расхода топлива на транспортную работу, л 100 ткм или м 3 100 ткм.
Устанавливаем нормы : Общие сведения
Нормы расхода топлива автотранспортными средствами В случае обоснованных вынужденных простоев автомобилей с включенным двигателем в холодное время года, когда существует потребность в отоплении салона, или в случае вынужденных простоев в теплое время года, когда существует потребность в использовании кондиционера или установки климат-контроля , например, во время перевозки специальных грузов или пассажиров, нуждающихся в постоянном обогреве или охлаждении салона кузова автомобиля для поддержания определенной или комфортной температуры в том числе ожидания больных, инвалидов, особенно для медицинских автомобилей и перевозки детей, а также в случае необходимости для надлежащей перевозки пассажиров, клиентов и пр. если бак почти полностью заполнен, необходимо узнать объем топлива и оформить безвозмездное получение это будут облагаемые налогом доходы, стоимость ГСМ проводится по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 98, при списании делают проводки по ДЕБЕТУ счета 20 26, 44 и КРЕДИТУ 10, а также по ДЕБЕТУ 98 КРЕДИТУ 91 либо выявить излишки они включаются в доходы и проводятся по ДЕБЕТУ 10 КРЕДИТУ 91, в налоговом учете формируются доходы. |
- от 300 до 800 м – до 5%;
- от 801 до 2000 м – до 10%;
- от 2001 до 3000 м – до 15%;
- свыше 3000 м – до 20%.
Легковые автомобили
С помощью путевых листов можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.
Нормирование расхода топлива по категориям автотранспортных средств
Ниже приведены формулы, по которым определяют нормативные значения расхода топлива для различных типов автотранспортных средств.
Нормы расхода топлива для легковых автомобилей
Нормирование расхода топлива у легковых автомобилей осуществляется с использованием формулы, учитывающей базовую норму для данной марки и модели автомобиля, пробег и поправочный коэффициент, учитывающий условия эксплуатации транспортного средства:
где Qн – нормативный расход топлива, л;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
S – пробег автомобиля, км;
D – поправочный коэффициент к норме, %.
Нормы расхода топлива для автобусов
Для автобусов нормативное значение расхода топлива определяется так же, как для легковых автомобилей. При наличии на автобусе штатных независимых отопителей нормативный расход топлива определяется следующим образом:
где Нот – норма расхода топлива на работу отопителя (или отопителей), л/ч;
Т – время работы автобуса с включенным отопителем.
Нормы расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей
Для грузовых автомобилей и автопоездов общего назначения нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
где Qн – нормативный расход топлива, л или м 3 ;
HSАП = HS + HдGпр – норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км;
HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100км или м 3 /100 км;
Hд – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м 3 /100 ткм;
HW – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м 3 /100 ткм.
W = GгрSгр – объем транспортной работы, ткм;
Gгр – масса груза;
Sгр – пробег с грузом;
D – поправочный коэффициент, %;
Gпр – собственная масса прицепа или полуприцепа, т.
Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов установлена следующая норма на 100 ткм транспортной работы: бензин – 2 л, дизельное топливо – 1,3 л, сжиженный нефтяной газ – 2,5 л, сжатый природный газ – 2 м 3 ; при газодизельном двигателе – 1,2 м 3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов: бензин – 2 л, дизельное топливо – 1,3 л, сжиженный газ – 2,5 л, природный газ – 2 м 3 ; при газодизельном двигателе – 1,2 м 3 природного газа и 0,25 л дизельного топлива.
Нормы расхода топлива для самосвалов
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов значение нормативного расхода топлива определяется по формуле:
где HSАПС = HS + HW ( Gпр + 0,5 q ) – норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;
HW – норма расхода топлива на транспортную работу и дополнительную массу прицепа или полуприцепа Gпр , л/100 ткм;
HГ – дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ – 0,25 л, природный газ – 0,25 м 3 ;
q – грузоподъемность прицепа, т;
z – количество ездок с грузом за смену.
Корректировка норм
В момент выдачи топлива водителю 5 его стоимость со счета 10-3 не списывается, движение отражается на субсчетах второго порядка проводкой Дебет 10-3-2 Топливо в баках транспортных средств Кредит 10-3-1 Топливо на складах – на стоимость отпущенного водителям топлива. Тем не менее ситуации, когда фактический расход топлива не совпадает с нормативным, мы в данных примерах рассматривать не будем речь о них пойдет ниже.
Правила оформления акта © Корректировка норм
15 при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано записями ответственных лиц в путевых листах и или других отчетных документах. где Q н – нормативный расход топлива, л или м 3 ; H SАП H S H д G пр – норма расхода топлива на пробег автопоезда, л 100 км ; H S – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля тягача , л 100км или м 3 100 км ; H д – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л 100 ткм или м 3 100 ткм ; H W – норма расхода топлива на транспортную работу, л 100 ткм или м 3 100 ткм.
Ура, экономия?! Что утверждает минтранс
Распоряжение от г. № АМ-23-р () МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ В этом случае за базовую линейную норму принимается базовая линейная норма для соответствующего базового бортового автомобиля, откорректированная по разнице снаряженных масс этих автомобилей. -4-164А ЗИЛ-164А 32,0 3,0 АЦ-4,2-53А ГАЗ-53А 26,0 3,0 АЦ-4,2-130 ЗИЛ-130 32,0 3,5 АЦ-4,3-130 ЗИЛ-130 33,5 3,0 АЦ-8-5334, -8-5435 МАЗ-5334 24,0 3,0 АЦЛ-147 ГАЗ-66 29,0 2,5 АЦМ-2,6-355М Урал-355М 31,0 3,0 АЦПТ-1,5 ГАЗ-51А 23,0 2,0 АЦПТ-1,7 ГАЗ-66 30,0 3,0 АЦПТ-1,9 ГАЗ-51А 22,5 2,0 АЦПТ-2,1 ГАЗ-52-01 24,0 2,2 АЦПТ-2,8 ГАЗ-53А 26,0 3,0 АЦПТ-2,8 ЗИЛ-164 33,0 2,5 АЦПТ-2,8-130 ЗИЛ-130 33,0 3,0 АЦПТ-3,3, -3,8 ГАЗ-53А 26,0 3,0 АЦПТ-5,6, -5,7 МАЗ-500 25,5 3,0 АЦПТ-6,2 МАЗ-5335 25,5 3,0 Мод. |
- уточнен порядок расчета норм топлива и смазочных материалов;
- введены нормы расхода топлива на модели транспортных средств как отечественных, так и зарубежных производителей, выпускаемых с 2008 года;
- уточнены условия повышения норм расхода топлива;
- уточнены условия, при которых нормы расхода топлива могут снизиться.
Бухгалтерский учет нормативов ГСМ
Акт может быть оформлен на фирменном бланке организации или же не обычном листе А4 формата – это роли не играет, как и то, составлен он в рукописном виде или же напечатан на компьютере.
НЕПОКОЛИБИМОСТЬ БАЗОВОЙ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА
1 Мы должны понимать что технический прогресс идет вперед семимильными шагами и наименований, марок автомобилей становится все больше и больше. Документ «Методические рекомендации АМ-23р» не успевает обновляться. Мы с вами зациклены на одном документе. Точнее сказать, нас за все эти годы зациклила государственная система. Нас — это не только экономистов, бухгалтеров, механиков, диспетчеров и т.д., но и налоговиков, ревизоров и т.д. Мы все вместе пристально вглядываемся в документ «Методические рекомендации АМ-23р», с надеждой найти наш автомобиль, или хотя бы похожее название. Ну хотя бы похожую марку двигателя. И, увидев хотя бы частичное совпадение букв и цифр, мы с налоговиком или ревизором начинаем вместе кивать и соглашаться, что это именно то что надо. В итоге ревизор вроде не придрался, а нам вроде это и надо. Базовая норма расхода топлива «найдена».
Обращаем ваше внимание, что Распоряжение Минтранса «Методические рекомендации АМ-23р» не зарегистрировано в Минюсте России и официально не опубликовано. Это значит, что данный документ не обязателен для исполнения, а носит рекомендательный характер. Принимая решение в пользу налогоплательщика, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 обратил внимание на это обстоятельство:
…Разрешая спор в названной части, суд правомерно указал, что Налоговым кодексом не предусмотрено нормирование расходов ГСМ в целях налогообложения прибыли, а «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» N Р3112194-0366-03, утвержденные Минтрансом РФ 29.04.2003), на которые ссылается налоговый орган, носят рекомендательный характер…
а ВАС России не нашел оснований для пересмотра данного решения (Определение ВАС России от 14.08.2008 N 9586/08):
…Исследовав и оценив представленные доказательства по эпизоду, связанному с приобретением обществом горюче-смазочных материалов, суды, руководствуясь положениями статей 252, подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали выводы о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено нормирование расходов горюче-смазочных материалов в целях налогообложения прибыли, что произведенные затраты на приобретение горюче-смазочных материалов экономически обоснованы, документально подтверждены и правомерно включены в состав расходов…
Более того, Минтранс России не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогообложения (п. 1 ст. 4 НК РФ).
2 Обратимся к Налоговому кодексу. Если внимательно прочитать ст.252, то в ней написано следующее
…Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме…
И это все. Конечно можно обосновать расходы на ГСМ с помощью Методических рекомендаций. А если нет базовой нормы, то обратиться в НИИАТ. Но нужно понять, что это не обязанность, а ваше право. Не стоит зацикливаться на поиске базовой нормы похожего автомобиля в АМ-23р. Также как не стоит зацикливаться только на НИИАТ. У вас есть выбор. Вы должны понять: главное не «кто» вам рассчитал норму, а главное «как» (по какой методике) вам рассчитали норму.
3 Очень важным моментом является следующая задача: это не уложиться в базовую норму расхода топлива, а обосновать реальный расход ваших автомобилей с помощью существующих методик, в том числе описанных в Методических рекомендациях АМ-23р. Вы должны понять, что не вы работаете на базовую норму, а базовая норма расхода топлива должна работать на вас. Обращаясь в НИИАТ вы получаете «сухой» документ, с заветным числом для списания. Но нам многие Клиенты говорят, что им полученной базовой нормы не хватает, и для них это как приговор. Мы абсолютно уверены, что на два одинаковых автомобиля могут быть две разные базовые нормы. На основе опыта полученного при расчете базовых норм по методике НИИАТ, мы констатируем, что это зависит от следующих обстоятельств:
Понятие норматива ГСМ
2003 N 153 Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте зарегистрирован Минюстом России 24 июля 2003 г. Для работы специального оборудования, устанавливаемого на автомобиле, нормы расходов топлива для которого не вошли в настоящий нормативный документ, допускается применить технологические нормы, приведенные в документации завода-производителя оборудования, либо рассчитать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации.
Пример составления акта на списание ГСМ. Легковые автомобили
При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10 ; при перегоне-буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15 ; при перегоне-буксировке в строенном состоянии – до 20. где Q н нормативный расход топлива, л ; H S базовая норма расхода топлива на пробег, л 100 км ; S пробег автомобиля, км ; D поправочный коэффициент к норме,.
Нормативный документ, определяющий какова должна быть норма расхода топлива на газ… Общие сведения
Методические рекомендации Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Применяемые организацией нормы расходования топлива, а также поправочные коэффициенты и условия их использования устанавливаются приказом руководителя. для автомобилей, работающих на сжатом компримированном природном газе СПГ в нормальных метрах кубических СПГ, из расчета 1л бензина соответствует 1 0,1 куб. |
Методические Рекомендации Нормы Расхода Топлива 2014 обеспечивают пробег или время работы автомобиля оборудования , за который расходуется по крайней мере 30 топлива от емкости штатного топливного бака рекомендовано 50 и более для уменьшения погрешности измерений. Предприятие на основании анализа причин отклонений фактических расходов топлива, которые могут изменяться во времени или при определенных условиях, от установленных им нормативных расходов может изменять установленные нормативные расходы в соответствии с изменением условий эксплуатации или, при необходимости, принимать меры по устранению причин увеличения фактического расхода топлива сверх установленного предприятием нормативного расхода топлива. |
- Снаряженная масса авто может быть разной;
- Передаточные числа коробки передач и главная передача моста может быть разной;
- Размер колес может быть разным;
- Условия эксплуатации могут быть разными (например поселок или мегаполис). Размер поправочных коэффициентов не охватывает эту разницу;
- Манера езды водителя (спокойная или агрессивная). Никто не запрещает ездить слишком агрессивно или слишком спокойно. Однако расход будет другой и базовая норма расхода топлива будет тоже другой соответственно.