Подпишитесь на нашу группу!
driverstalk.ru Экономическо-финансовый портал о купле, продаже и эксплуатации автомобиля
Добавить в избранное
Меню
  • Новости
  • Купить авто
  • Продать авто
  • Вопросы и ответы
  • Расход топлива
  • Полезное
  • Электрика
  • Тойота Королла
  • Ошибки
  • Страховка
  • Форум
0
0
Купля & продажа и эксплуатация авто » Тойота Королла

L (лямбда) зонд (кислородный датчик)

Версия для скачивания

Тойота Королла

Просмотров

Автор статьи

Сергей Сердюк

Машина – не человек. К ней нужно относиться с любовью.

Содержание статьи:

  • Зачем нужен лямбда-зонд?
  • Принцип работы лямбда-зонда
  • Что произойдет если лямбда-зонд начнет «врать»
  • Нюансы по замене лямбда-зонда

Зачем нужен лямбда-зонд?

Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов (в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах.

Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно-воздушной смеси обеспечить катализаторам «долголетие» невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же O2-датчик, он же лямбда-зонд (ЛЗ).

Название датчика происходит от греческой буквы λ (лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно-воздушной смеси.

При оптимальном составе этой смеси, когда на 14,7 части воздуха приходится 1 часть топлива, λ равна 1 (график 1). «Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: λ=1±0,01.

Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным (дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда-зонда.

674f57706bb8
67ec1780df88
88bd5afc658b
3739c9e7fcb7
f6bc1e791869

Избыток воздуха в смеси измеряется весьма оригинальным способом — путем определения в выхлопных газах содержания остаточного кислорода (O2).

Поэтому лямбда-зонд и стоит в выпускном коллекторе перед катализатором. Электрический сигнал датчика считывается электронным блоком управления системы впрыска топлива (ЭБУ), а тот в свою очередь оптимизирует состав смеси путем изменения количества подаваемого в цилиндры топлива.

На некоторых современных моделях автомобилей имеется еще один лямбда-зонд. Расположен он на выходе катализатора.

Этим достигается большая точность приготовления смеси и контролируется эффективность работы катализатора (рис. 1).

bb52e367ad77
График 1. Зависимость мощности двигателя (P) и расхода топлива (Q) от коэффициента избытка воздуха (λ)


Полное сгорание и максимальная мощность достигается при λ=1.

 

a0378e8e3739

Рис. 1. Схема λ-коррекции с одним и двумя датчиками кислорода двигателя.

Видеорегистратор — залог уверенности на дороге 💥
WMD3 4
  • Поможет доказать вашу невиновность!
  • GPS-нaвигaтoр и Wi-Fi
  • Съeмкa в Full Hd и кaмeрa зaднeго видa в кoмплeкте
  • Сeнсoрный IPS-диcплeй
  • Кoнтрoль пoлocы движeния Adas
  • Гарaнтия 1 гoд + СКИДКА 50 %!
Успейте заказать у ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА.

1 — впускной коллектор; 2 — двигатель; 3 — блок управления двигателем; 4 — топливная форсунка; 5 — основной лямбда-зонд; 6 — дополнительный лямбда-зонд; 7 — каталитический нейтрализатор.

Принцип работы лямбда-зонда

Лямбда-зонд действует по принципу гальванического элемента с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2).

Керамика легирована оксидом иттрия, а поверх нее напылены токопроводящие пористые электроды из платины.

Один из электродов «дышит» выхлопными газами, а второй — воздухом из атмосферы (рис.2). Эффективное измерение остаточного кислорода в отработавших газах лямбда-зонд обеспечивает после разогрева до температуры 300 — 400°C.

Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а разница в количестве атмосферного кислорода и кислорода в выхлопной трубе ведет к появлению на электродах лямбда-зонда выходного напряжения.

При пуске и прогреве холодного двигателя управление впрыском топлива осуществляется без участия этого датчика, а коррекция состава топливо-воздушной смеси осуществляется по сигналам других датчиков (положения дроссельной заслонки, температуры охлаждающей жидкости, числа оборотов коленвала и др.).

Особенностью циркониевого лямбда-зонда является то, что при малых отклонениях состава смеси от идеального (0,97 Ј l Ј 1,03) напряжение на его выходе изменяется скачком в интервале 0,1 — 0,9 В (график 2).

Кроме циркониевых, существуют кислородные датчики на основе двуокиси титана (TiO2). При изменении содержания кислорода (O2) в отработавших газах они изменяют свое объемное сопротивление.

Генерировать ЭДС титановые датчики не могут; они конструктивно сложны и дороже циркониевых, поэтому, несмотря на применение в некоторых автомобилях (Nissan, BMW, Jaguar), широкого распространения не получили.

Для повышения чувствительности лямбда-зондов при пониженных температурах и после запуска холодного двигателя используют принудительный подогрев.

Нагревательный элемент (НЭ) расположен внутри керамического тела датчика и подключается к электросети автомобиля (рис. 3).

13175d7c9367

 

График 2. Зависимость напряжений лямбда-зонда от коэффициента избытка воздуха (λ) при температуре датчика 500-800оС

А — условная точка средних показаний (Uвых » 0,5 В, при λ=1,0). (Обогащение смеси (уменьшение O2 в выхлопе). Обеднение смеси (увеличение O2 в выхлопе).

 

5a662d6d4443

 

Рис. 3. Конструкция датчика кислорода с подогревателем

1 — керамическое основание; 2, 8 — контакты НЭ; 3 — нагревательный элемент (НЭ); 4 — твердый электролит ZrO2 с напыленными платиновыми электродами; 5 — защитный кожух с прорезями; 6 — металлический корпус с резьбой крепления; 7 — уплотнительное кольцо; 9 — выводы датчика.

Ликвидация склада! Жидкое стекло для кузова

  • нанесение на весь автомобиль за 20 минут!
  • ваш автомобиль засияет зеркальным блеском;
  • рабочий состав в любое время года;
  • оригинальное качество, все честно;
  • защита от грязи, воды и наледи.
Успейте заказать ЗДЕСЬ.

Что произойдет если лямбда-зонд начнет «врать»

В этом случае ЭБУ начинает работать по усредненным параметрам, записанным в его памяти: при этом состав образующейся топливно-воздушной смеси будет отличаться от идеального.

В результате появится повышенный расход топлива, неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, увеличение содержания СО в отработавших газах, снижение динамических характеристик, но машина при этом остается на ходу.

В некоторых моделях автомобилей ЭБУ реагирует на отказ лямбда-зонда очень серьезно и начинает так рьяно увеличивать количество подаваемого в цилиндры топлива, что запас горючего в баке «тает» на глазах, из трубы валит черный дым, СО «зашкаливает», а двигатель «тупеет» и на ближайшую СТО вам, скорее всего, придется добираться на буксире.

Перечень возможных неисправностей лямбда-зонда достаточно большой и некоторые из них (потеря чувствительности, уменьшение быстродействия) самодиагностикой автомобиля не фиксируются.

Поэтому окончательное решение о замене датчика можно принять только после его тщательной проверки, которую лучше всего поручить специалистам.

Следует особо отметить, что попытки замены неисправного лямбда-зонда имитатором ни к чему не приведут — ЭБУ не распознает «чужие» сигналы, и не использует их для коррекции состава приготавливаемой горючей смеси, т.е. попросту «игнорирует».

При сгоревшем или отключенном лямбда-зонде содержание СО в выхлопе возрастает на порядок: от 0,1 — 0,3% до 3 — 7% и уменьшить его значение не всегда удается, т. к. запаса хода винта качества смеси может не хватить.

В автомобилях, система λ-коррекции которых имеет два кислородных датчика, дело обстоит еще сложнее.

В случае отказа второго лямбда-зонда (или «пробивки» секции катализатора) добиться нормальной работы двигателя практически невозможно.

Вообще лямбда-зонд — наиболее уязвимый датчик автомобиля с системой впрыска. Его ресурс составляет 40 — 80 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации и исправности двигателя.

Плохое состояние маслосъемных колец, попадание антифриза в цилиндры и выпускные трубопроводы, обогащенная топливно-воздушная смесь, сбои в системе зажигания сильно сокращают срок его службы.

Применение этилированного бензина категорически недопустимо — свинец «отравляет» платиновые электроды лямбда-зонда за несколько бесконтрольных заправок.

07ed68766a1e

 

Рис. 2. Схема датчика кислорода на основе диоксида циркония, расположенного в выхлопной трубе

1 — твердый электролит ZrO2; 2, 3 — наружный и внутренний электроды; 4 — контакт заземления; 5 — «сигнальный контакт»; 6 — выхлопная труба.

 

d39551b0aa4c

 

Автошторки ТРОКОТ на магнитах - альтернатива тонировке 🚕
  • Магнитные крепления позволяют быстро установить и снять экраны
  • Отличный обзор по зеркалам
  • Без вреда для обшивки двери
  • Защита частной жизни
Успейте заказать у ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА.

Рис. 4. Контактные выводы наиболее распространенных циркониевых лямбда-зондов

а — без подогревателя; б, с — с подогревателем.

* цвет вывода может отличаться от указанного.

Нюансы по замене лямбда-зонда

Рекомендованный заводом-изготовителем лямбда-зонд и сходные по конструкции циркониевые датчики взаимозаменяемы.

Возможна замена неподогреваемых датчиков на подогреваемые (но не наоборот!). Однако при этом может возникнуть проблема несовместимости разъемов и отсутствия в машине цепи питания для нагревателя лямбда-зонда.

Недостающие провода можно проложить самостоятельно, а вместо разъема использовать стандартные автомобильные контакты.

Цветовая маркировка выводов лямбда-зондов может различаться, но сигнальный провод всегда будет иметь темный цвет (обычно — черный).

«Массовый» провод может быть белым, серым или желтым (рис. 4). Титановые лямбда-зонды от циркониевых легко отличить по цвету «накального» вывода подогревателя — он всегда красный.

При замене 3-контактного лямбда-зонда на 4-контактный необходимо надежно соединить с «массой» автомобиля провод заземления подогревателя и сигнальный «минус», а накальный провод подогревателя через реле и предохранитель подключить к «плюсу» аккумулятора.

Подключение напрямую к катушке зажигания нежелательно, т. к. в цепи ее питания может стоять понижающее сопротивление.

Подключиться к контактам топливного насоса достаточно сложно. Лучше всего подключить реле подогревателя лямбда-зонда к замку зажигания.

Характеристики автомобиля Отзывы собственников Поломки двигателя Поломки датчиков Признаки поломки Сгорел предохранитель Система зажигания Сгорела лампочка Причины выхода из строя

Похожие материалы

    3eec01c815a9

    Схема блоков предохранителей для Toyota Corolla 7 поколение (кузов E100)

    Вот бывает так, что какая-то часть электрики перестает работать и начинаешь всю толпу предохранителей перебирать. Чтоб облегчить поиск неисправности я постараюсь описать их...

    000

    Схема блоков предохранителей для Toyota Corolla 8 поколение (кузов E110)

    Основные места расположения блоков предохранителей и реле обозначено цифрами на рисунке из мануала. Предохранители и реле расположенные в салоне Основной блок...

    668e07913d48

    Установка противотуманных фар на Тойота Королла (Toyota Corolla) 9 поколение (кузов E120)

    Все нижеследующее относится к РЕСТАЙЛИНГОВЫМ ХЕТЧБЭКАМ, УЖЕ оборудованным штатной проводкой для противотуманных фар! Проверить легко - достаточно выдернуть заглушку из бампера...

    002 1

    Чистка дросселя 1ZZ-FE на Тойоте (Toyota): фотоотчет

    Думаю кому то пригодится отчёт о чистке дросселя.. Задумал почистить потому что на прогревочных оборотах машина вела себя странно: обороты плавали и через какое то время машина...

0 комментариев на «L (лямбда) зонд (кислородный датчик)»

    Plushka:
    21.01.2021 в 18:34

    А датчик кислорода и лямбда- зонд это всегда одно и то же? на схеме как- то находили 2датчика. 1был лямда- зонд. другой с другой стороны двигателя датчик кислорода. реально ли это?

    Ответить
      Shavaeffmad:
      22.01.2021 в 00:13

      это одно и тоже что лямбда- зонд что датчик кислорода.

      Ответить
      FallALLA:
      24.01.2021 в 21:58

      это одно и тоже. . . просто называют по- разному. . .

      Ответить
        Extreme91:
        29.01.2021 в 14:58

        Есть статья на эту тему, которая так и называется Первые признаки неисправности лямбда -зонда или как проверить. . .

        Ответить
      Hamak093belyj :
      29.01.2021 в 09:04

      Так, это понятно, а что скажешь по поводу Лямбда зонд в Балашихе. Сравнить цены, купить. . .

      Ответить
    Derane:
    21.01.2021 в 18:34

    Что такое Лямбда- зонд? Всем спасибо!

    Ответить
      NeGaTiFF:
      22.01.2021 в 07:19

      Датчик кислородный, учитывает качество сгорания ТВС, и выдает сигнал для корректировки смеси.

      Ответить
      Auindre:
      22.01.2021 в 09:13

      датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах.

      Ответить
      NeGaTiFF:
      22.01.2021 в 17:51

      Жесткие экологические нормы давно узаконили применение на автомобилях каталитических нейтрализаторов ( в обиходе — катализаторы) — устройств, способствующих снижению содержания вредных веществ в выхлопных газах. Катализатор вещь хорошая, но эффективно работает лишь при определенных условиях. Без постоянного контроля состава топливно- воздушной смеси обеспечить катализаторам » долголетие» невозможно — вот тут и приходит на помощь датчик кислорода, он же О2- датчик, он же лямбда- зонд ( ЛЗ). Название датчика происходит от греческой буквы l ( лямбда), которая в автомобилестроении обозначает коэффициент избытка воздуха в топливно- воздушной смеси. При оптимальном составе этой смеси, когда на 14, 7 части воздуха приходится 1 часть топлива, l равна 1 ( график 1). » Окно» эффективной работы катализатора очень узкое: l= 1± 0, 01. Обеспечить такую точность возможно только с помощью систем питания с электронным ( дискретным) впрыском топлива и при использовании в цепи обратной связи лямбда- зонда.

      Ответить
        Enentonnat:
        31.01.2021 в 15:38

        Говорить путано умеет всякий, говорить ясно — немногие) Смотри сюда Кислородный датчик лямбда -зонд: что это такое в машине. . .

        Ответить
      Enentonnat:
      28.01.2021 в 14:50

      Здесь можно ознакомиться Датчик кислорода, он же лямбда зонд. Мифы и реальность. Или. . .

      Ответить
      Enentonnat:
      29.01.2021 в 12:16

      Я толком не знаю, что- то связано с расходом топлива. От нашего этилированного топлива быстро выходит из строя и стоит очень дорого, там какая- то хрень из платины.

      Ответить
      Auindre:
      30.01.2021 в 02:09

      Лямбда- зонд ( u — зонд) — датчик кислорода в выпускном коллекторе двигателя. Позволяет оценивать количество оставшегося свободного кислорода в выхлопных газах. LambdasondeRB. jpg Датчик основан на свойствах оксида циркония — ZrO2 и начинает работать только при температурах более 350 ° C. Для ускорения прогрева датчика в него монтируют электро- подогреватель, потому обыкновенно датчик имеет пару сигнальных проводов и пару от подогревателя. Рабочий элемент датчика — пористый керамический материал на основе двуокиси циркония, покрытый методом напыления платиной. Выхлопные газы обтекают рабочую поверхность. Датчик реагирует на разницу между уровнем кислорода в выхлопных газах и в атмосфере, вырабатывая на выходе соответствующую разность потенциалов. Первые » лямбда- зонды» были резистивными, т. е. изменяли свое сопротивление. Современные датчики работают как пороговые элементы.

      Ответить
        VercCafIvan:
        21.01.2021 в 21:23

        Советую прочитать для информации Датчик кислорода (Лямбда -зонд ) — что это, как работает. . .

        Ответить

Добавить комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных.

Последние комментарии

Kasargin пишет:

Какой то не грамотный обзор, джип хорошая машина, и уж тем более в нём нет турбины,...

Yury пишет:

Опель мокка 1.7 cdti, мотор от isuzu, 2014, АКПП, привод только передний, в семье полтора...

Сергей пишет:

2115 выпуска 2001 г. расход по трассе 5,5-5,8 л. на скорости 100 км.ч., при понижении...

Favorit пишет:

У нас на школьных перевозках есть ГАЗ А67R43 - БЕНЗИНОВЫЙ. Ни на каких ресурсах не...

Лариса пишет:

Добрый день Помогите пожалуйста рассчитать ГСМ на КМУ. Пробег за день 50 км....

Популярные статьи


  • • Технические характеристики
  • • Отзывы владельцев
  • • Неисправности двигателя
  • • Неисправности датчиков
  • • Симптомы неисправности
  • • Сгорел предохранитель
  • • Система зажигания
  • Расход Топлива Лодочный Мотор Хонда 50 Сил • Цена нового и бу

    Расход Топлива Лодочный Мотор Хонда 50 Сил • Цена нового и бу

    Комментарии: 1
  • Хендай Акцент Плавают Обороты на Холостом Ходу • Как проявляется неисправность

    Хендай Акцент Плавают Обороты на Холостом Ходу • Как проявляется неисправность

    Комментарии: 1
  • Балансировка Топлива Банк 1 Датчик 1 • Main menu

    Балансировка Топлива Банк 1 Датчик 1 • Main menu

    Комментарии: 1
  • Как Сделать Чтобы Дальний Свет Горел Вместе с Ближним на Ваз 2115 • Перегорел предохранитель

    Как Сделать Чтобы Дальний Свет Горел Вместе с Ближним на Ваз 2115 • Перегорел предохранитель

    Комментарии: 1
  • Нормы Расхода Топлива на Пожарные Автомобили Приказ • Медицинский транспорт газ

    Нормы Расхода Топлива на Пожарные Автомобили Приказ • Медицинский транспорт газ

    Комментарии: 1

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных.

Полезное
Купить авто
Продать авто
Вопросы и ответы
Электрика
Тойота Королла
Расход топлива
Рейтинг авто
Ошибки
Форум
Страховка

О нас

© 2012 - 2023 driverstalk.ru Все права защищены

При использовании любых материалов
с данного сайта обязательно активная
гиперссылка на страницу-источник информации.
  • Контакты
  • О сайте
  • Список служебных страниц
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Согласие на обработку персональных данных
  • Реклама

Мы в соц. сетях

driverstalk.ru в ВКонтакте
driverstalk.ru в Твиттере

Контакты

adm@driverstalk.ru
  • Декларация о правах
  • Политика обработки персональных данных
  • Правообладателям
Задать вопрос эксперту

Спасибо!

В ближайшее время мы опубликуем информацию.